Должностная инструкция
воспитателю
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Воспитатель дошкольных групп назначается и освобождается от должности заведующей ДОУ на основании заявления и составления трудового договора. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности воспитателя могут быть возложены на воспитателя или педагога соответствующей квалификационной подготовки.
1.2. Воспитатель должен иметь профессионально-педагогическую квалификацию, высшее или среднее специальное образование. Высшая квалификационная категория присваивается по результатам аттестации.
1.3. Воспитатель непосредственно подчиняется заведующей ДОУ.
1.4. Воспитателю подчиняется помощник воспитателя и младший воспитатель.
1.5. Проходит медицинский осмотр согласно СанПиН 2.4.1.3049 - 13
1.6. Продолжительность рабочей недели - 36 часов, в день не менее 7 час.12 мин. на 1 ставку, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.7. Продолжительность ежегодного очередного отпуска - 42 календарных дня.
1.8. В своей деятельности руководствуется:
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- решениями Правительства РФ;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
- Типовым положением о ДОУ;
- Уставом и другими локальными правовыми актами ДОУ;
- нормативными документам и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной и практической деятельности;
- программно-методической литературой, по работе с воспитанниками, имеющим отклонения в развитии;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Приказами и распоряжениями заведующей;
- настоящей должностной инструкцией;
- Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- трудовым договором.
1.9. Воспитатель должен знать
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены;
теорию и методы управления образовательными системами;
методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, а также технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
основы дошкольной педагогики;
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
основы менеджмента, управления персоналом, управления проектами;
правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Воспитатель должен:
- придти на работу за 10-15 минут до начала смены;
- проветрить групповую комнату;
- проверить помещение групповой комнаты в соответствии с инструкцией по технике безопасности; вымыть игрушки.
- ознакомиться с планом работы на день, подготовиться к приёму детей.
- по окончании рабочего времени сдать детей по списку сменному воспитателю.
2. ФУНКЦИИ
На воспитателя возлагаются следующее функции:
2.1. Охрана жизни и здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
2.2. Воспитание, обучение, развитие детей.
2.3. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ДОУ.
2.4. Содействие социализации воспитанников
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:
3.1.Способствовать созданию благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для физического, психического и интеллектуального развития каждого воспитанника.
3.2. Осуществлять
образовательную и оздоровительную работу с учетом возрастных особенностей детей;
тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями Инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях ДОУ и на детских прогулочных площадках, санитарными правилами и Правилами противопожарной безопасности;
изучение особенностей развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в мониторинге;
организацию, с учетом возраста воспитанника, его работы по самообслуживанию, соблюдению требований безопасности жизнедеятельности;
оперативное извещение руководителя учреждения о каждом несчастном случае, оказание первой доврачебной помощи;
комплексные оздоровительные мероприятия (закаливание и др.), способствующие укреплению здоровья, психо-физиологическому развитию детей и рекомендуемые медицинским персоналом психолого-педагогической службой;
комплекс мер по адаптации детей в коллективе и приобретению воспитанниками удовлетворяющего их социального статуса среди сверстников;
взаимодействие с воспитанниками на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с его индивидуальными особенностями;
организацию работы по обеспечению развивающей среды в группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;
инструктаж детей по охране труда и технике безопасности на занятиях, в свободной деятельности;
текущее и перспективное тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода) по воспитанию у детей патриотизма и гражданской позиции, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности, обучению основам безопасности жизнедеятельности, формированию валеосферы ребенка;
подготовку к проведению занятий в соответствии с комплексно-тематическим планированием;
подбор наглядного и дидактического материала;
индивидуальную работу с детьми;
подготовку и проведение родительских собраний (1 раз в квартал, консультации для родителей;
периодическое обновление содержания тематических стендов для родителей;
оформление группы и информационных стендов к праздничным датам;
оформление следующей документации:
перспективный и календарный планы;
табель посещаемости воспитанников;
тетрадь протоколов родительских собраний;
тетрадь сведений о родителях;
паспорт группы;
мониторинг, диагностические карты с анализом не менее чем за 3 года;
портфолио на каждого воспитанника;
собственный портфолио;
тетрадь по самообразованию;
3.3. Обеспечивает:
совместно с медперсоналом учреждения сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка в группе;
уровень подготовки воспитанников, соответствующий ФГТ;
регулярное информирование родителей о состоянии здоровья детей;
выполнение требований медперсонала;
безопасность жизнедеятельности детей в помещениях ДОУ и на прогулочной площадке;
строгое выполнение режима дня и двигательной нагрузки детей;
своевременное информирование медицинской службы об изменениях в состоянии здоровья детей;
информирование родителей о плановых профилактических прививках;
условия для благоприятного эмоционального климата в детском коллективе;
подготовку и качественное проведение занятий с детьми согласно утвержденному расписанию;
сохранность подотчетного имущества, бережное использование пособий и методической литературы;
четкий порядок на рабочем месте и в групповой комнате;
работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлечение их к активному сотрудничеству с детским садом;
работу с родительским комитетом и отдельными родителями за создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы;
работу по благоустройству на участке совместно с детьми согласно программе своей возрастной группы;
смотры-конкурсы и выставки детских работ по сезонам и тематические,
выполнение трудовой дисциплины и правил трудового распорядка.
3.4. Контролировать:
двигательную и зрительную нагрузку детей;
своевременность внесения родителями платы за содержание ребенка в ДОУ
сохранность игрушек и инвентаря в группе, вести их учет;
санитарно-гигиенический режим в группе;
3.5. Принимать участие:
в педсоветах учреждений, в деятельности методических объединений в районе, округе, и других формах методической работы;
в инновационной экспериментальной деятельности;
в подготовке и проведении детских праздников, развлечений, спортивных мероприятий, открытых занятий, родительских гостиных;
3.6. Проходить:
медицинский осмотр 1 раз в квартал строго по установленному графику;
аттестацию (1 раз в 5 лет);
4. ПРАВА
Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Участвовать в управлении ДОУ и округа в порядке, определенном Уставом ДОУ;
4.2. Принимать участие:
Во всех смотрах-конкурсах ДОУ и округа;
В инновационной деятельности ДОУ;
В семинарах, тренингах, организуемых на базе ДОУ и РМК;
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного ) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.5. Самостоятельно выбирать и использовать методики, технологии образовательного процесса, учебные пособия и материалы.
4.6. Вносить предложения:
По улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда;
Об участии своей группы в конкретных проектах образовательного цикла;
По совершенствованию воспитательно-образовательной работы, улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.
4.7. Доводить до сведения администрации сведения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность воспитанников.
4.8. Пользоваться всеми правами, касающимися режима рабочего времени, времени отдыха, отпусков, социального обеспечения, которые установлены учредительными документами и трудовым законодательством.
4.9. Повышать свою квалификацию:
Обучаться на курсах повышения квалификации (не менее 1 раза в 5 лет);
Знакомиться с новыми педагогическими разработками;
Получать консультативную помощь от заведующего, специалистов учреждения.
5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Воспитатель II квалификационной категории должен:
отвечать общим требованиям, предъявляемым воспитателю;
знать современные отечественные и зарубежные технологии дошкольного образования и обучения;
учитывать при взаимодействии с детьми индивидуальные особенности ребенка и особенности группы; осуществлять дифференцированный подход путем организации работы с детьми по подгруппам с учетом их индивидуальных различий (темпов развития, склонностей и интересов, состояния здоровья);
владеть набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществлять их отбор и применять в соответствии с имеющимися условиями;
осуществлять активную коррекцию имеющейся среды развития ребенка;
иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет; высшее педагогическое
образование и стаж работы в должности воспитателя - 1 год.
5.2. Воспитатель 1 квалификационной категории должен:
отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю второй квалификационной категории;
знать меры диагностики уровня интеллектуального и личностного развития детей;
владеть одной из современных технологий развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
владеть средствами элементарной диагностики (распознания) индивидуальных особенностей ребенка и группы, реализовывать их при осуществлении индивидуального подхода;
творчески применять технологии и программы;
творчески участвовать в преобразовании среды развития ребенка;
иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 3 лет; высшее педагогическое дошкольное образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
5.3.Воспитатель высшей квалификационной категории должен:
отвечать требованиям, предъявляемым, к воспитателю первой
квалификационной категории;
.знать основные развивающие программы и технологии обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, способы прогнозирования
психического развития ребенка, основы коррекционной работы с детьми;
уметь использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к ребенку и при работе с разными группами;
разрабатывать новые педагогические технологии и методики; вести работу по их апробации, участвуя в исследовательской экспериментальной деятельности;
уметь самостоятельно создавать среду развития ребенка, в том числе быть автором пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания;
иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 5 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 4 лет.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Воспитатель несет ответственность:
В установленном законодательством РФ порядке за: реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод воспитанников.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя ДОУ, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а
также совершение иного аморального поступка воспитатель может быть
освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым
законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный
поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил организации образовательно-воспитательного процесса воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
6.6. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Воспитатель:
Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели (7 часов 12 минут ежедневно), в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки в соответствии с расписанием, участвуя в обязательных плановых мероприятиях, на которую не установлены нормы выработки;
7.2. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);не разрешается меняться сменами без согласования с администрацией.
7.4. Получает от администрации ДОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками ДОУ;
7.6. Обязан сообщать заведующей о невыходе на работу по больничному листу и о выходе на работу после болезни.
7.7. Один раз в году (в августе) готовит группу к сдаче к новому учебному году.